Friday, August 16, 2024

SMA. Session 4 - Education and development of the student's personality through independent and creative work in a foreign language

Тема заседания: проектная деятельность по иностранному языку как средство развития интеллектуальных и творческих способностей, социально значимых, гражданско-патриотических качеств личности учащихся

Цель работы: повышение уровня профессиональной компетентности учителя.

Содержание:

1. Итоги учебной деятельности в 3 четверти 2023/2024 учебного года. 2. Воспитание и развитие личности учащегося через самостоятельную и творческую работу по иностранному языку 3. Актуализация банка высокомотивированных учащихся. 4. Анализ недели английского языка.

Воспитание и развитие личности учащегося через самостоятельную и творческую работу по иностранному языку
Учитель должен направлять учащихся, способствовать развитию их творческих умений на каждом занятии. Только в процессе целенаправленной упорной работы удастся сформировать определенные качества и добиться заинтересованности на занятиях . Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает учащихся к творческой работе, развивает творческое мышление, создает предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствует способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать. Чем больше разнообразных заданий используется, тем эффективнее результаты. Необходимо выделить следующие формы работы над развитием творческих умений: 
∙ практические занятия; 
∙ использование песен и стихов; 
∙ домашние задания; 
∙ ведение дневников; 
∙ применение компьютерных программ; 
∙ защита рефератов и проектов; 
∙ деловые игры, конференции; 
∙ работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом. 
Наиболее отчетливо направления творческой деятельности студентов проявляются в их увлечениях. Они мастерят что-либо из природных материалов, увлекаются литературой, ведут дневники, занимаются фотографией, собирают коллекции, общаются с природой, переписываются с зарубежными друзьями, ищут необычное в обычном и повседневном и т. д. Подобные увлечения могут использоваться для активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по иностранному языку. По просьбе учителя учащиеся приносят на занятие фотографии, открытки, письма, предметы из своих коллекций, которые оживляют общение на иностранном языке, делают это общение более содержательным, близким и интересным для его участников. Задача преподавателя заключается в том, чтобы глубоко изучать и знать увлечения учащихся, использовать их для творческого самовыражения учащихся на занятиях. 
В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует общеучебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. Мысль учащихся в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы решения выбрать, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. При выполнении творческих заданий учащиеся используют дополнительную литературу, средства массовой информации, Интернета. Все эти технологии позволяют сделать занятия эмоционально-насыщенными, сочетать игровые и неигровые приёмы обучения. При этом не упускается из виду развитие речи учащихся не только на английском, но и на родном языке. Такие задания способствуют практическому применению языка. Учащиеся становятся более раскрепощенные, не боятся говорить. Кроме того, такие задания полезны, ведь они запоминаются учащимися. 
Проявление творческих способностей личности учащихся можно пронаблюдать на занятиях по английскому языку в организации работы на примере работы с текстом. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается учащимися на слух или зрительно. И на этом этапе важно создание таких проблемных ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему художественных образов этого текста. 
Процесс восприятия текста (отрывка) и работа по прочитанному тексту организуется с помощью разных заданий-вопросов типа: 
∙ Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке? По каким признакам вы догадались об этом? 
∙ Посмотрите на иллюстрации и догадайтесь, о чём будет текст? 
∙ Как вы понимаете название текста? О чём может быть рассказ? 
∙ Нарисуйте иллюстрацию к прочитанному тексту. 
При осмыслении лингвистических средств создания образности художественного текста учащиеся должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех явлений, которые изучаются на занятиях. Красота иностранного языка открывается учащимся в процессе такой работы.
Например, можно предположить такие типы заданий-вопросов: ∙ Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени, зимы и т.д. Только ли прилагательные вам придется выписать, почему? 
∙ Назовите слова, которые помогают описать пейзаж? 
∙ Укажите синонимы, антонимы. Почему именно это слово употреблено? 
∙ Какие звуки преобладают и почему? и т.д. 

Применение таких проблемных ситуаций в учебном процессе не только дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивает необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы. Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе работы с текстом гарантирует постоянное включение учащихся в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся. Важно, чтобы учащийся мог применять полученные на занятии знания, иначе учебный процесс бесполезен. Проведение занятий и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы студентов. Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы студентов. Использование в настоящее время таких коллективных форм работы (обучение в сотрудничестве) способствует реализации воспитательных целей обучения: учащиеся становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение согласно условиям общения. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая личность.

Учитель : Пронина Л.С. 

Учитель : Пронина Л.С. 


No comments:

Post a Comment