Цель работы: Готовность учителя создавать условия для проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка в контексте формирования функциональной грамотности учащихся
Содержание:
В современном мире иностранный язык становится не просто средством общения, но и необходимым инструментом обучения и работы; всё чаще люди сталкиваются с необходимостью использования иностранного языка в повседневной жизни: общение в социальных сетях, работа с компьютером, поиск информации для учёбы, сотрудничество с зарубежными партнёрами, участие в конкурсах и соревнованиях на международном уровне. Кроме этого, иностранный язык расширяет возможности для путешествий, что также расширяет кругозор, формирует мировоззрение и личный опыт. Знание иностранного языка помогает нам учиться в течение всей жизни (lifelong learning), расширяя горизонты возможного. Опора на природную любознательность обучающихся, учёт имеющихся у них умений и навыков, необходимых для решения различных задач позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным и повысить учебную мотивацию обучающихся.
Несоответствие школьного образования требованиям, которые предъявляются современным обществом, обуславливают важность формирования функциональной грамотности школьников. Современные представления о «грамотности» предполагают не только умение читать, считать и писать, но также овладение и применение навыков анализа и синтеза, абстрагирования и систематизации, применение имеющихся теоретических знаний на практике. Именно это способствует получению качественного образования и самореализации в жизни.
Проектная деятельность на уроках английского языка является ценным инструментом для формирования функциональной грамотности учащихся. Она предоставляет им практический опыт применения языковых навыков в реальных ситуациях, развивает их критическое мышление и навыки сотрудничества. Включая проектную деятельность в учебный процесс, учителя могут помочь учащимся стать грамотными и уверенными коммуникаторами, способными эффективно функционировать в современном обществе.
Изучение иностранного языка способствует формированию личности, способной решать языковые задачи. Формирование языковой компетенции и коммуникативной компетентности связано с развитием функциональной грамотности, поскольку предполагает овладение грамотной письменной и устной речью, умение вести диалог в различных жизненных ситуациях, аргументированно выражать свою точку зрения по разным вопросам, способность самостоятельно формулировать проблему и предлагать варианты ее решения.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. В процессе всей работы над проектом или исследованием развивается читательская, коммуникативная грамотность, грамотность письма, компьютерная грамотность, умение говорить, высказывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы и умозаключения.
Функциональная грамотность и работа над проектами имеют очень много точек соприкосновения.
1) компетентностный подход;
2) развитие критического (нестандартного мышления);
3) групповая форма работы;
4) взаимообучение;
5) самооценивание, взаимооценивание результатов деятельности;
6) площадка для развития индивидуальных способностей обучающихся;
7) формирование личности, умеющей самостоятельно принимать решения, инициативной и изобретательной.
Актуальность использования проектной деятельности в современном образовании определяется возможностью наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями формировать ключевые компетенции, метапредметные и личностные образовательные результаты.
Метод проектного обучения, обеспечивает самостоятельность и относительную свободу действий, возможность реализовать творческие замыслы. Проектная деятельность обучающихся – компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей, обучающихся посредством проектирования и создания продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются обучающимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии учителя.
Проектно-исследовательское обучение является одной из наиболее активных форм обучения, значительно оживляющих процесс восприятия нового через сознательное учение в действии. Полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными. Универсальность проектного метода позволяет применять его и при работе с разными возрастными категориями обучающихся, и на любых этапах обучения, и при изучении материала различной степени сложности.
При использовании проектной технологии каждый обучающийся учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; приобретает коммуникативные навыки и умения; овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Проектно-исследовательская деятельность успешно реализуется на уроках иностранного языка, поскольку способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся, навыков критического и творческого мышления, навыков межличностного и межгруппового взаимодействия.
Что такое проект в обучении английскому языку
Проект — метод организации работы студента (индивидуальной, парной, групповой), в которой ему необходимо найти и проанализировать дополнительную учебную информацию на заданную тему. Результаты могут иметь разную форму: компьютерные презентации, плакаты, реальные объекты или сделанные вручную, записанные студентом видео/аудио работы, викторины и т.д. — всё зависит от поставленных целей и темы задания. Детальнее о видах и типах проектных работ можно почитать по ссылке.
Какие преимущества проектного метода можно выделить?
Развивается умение находить и анализировать нужную информацию, правильно и логично выстраивать ее подачу.
Практика навыков самостоятельной работы/с партнером или в группе (проявляются навыки коммуникации в коллективе и личностные качества).
Расширяются познавательные способности и творческий потенциал, критическое мышление учащихся.
Развивается способность к самообразованию (что оказывается очень важным, когда студент прерывает обучение или не имеет возможность посещать так часто, как бы хотел).
Практикуются все виды учебной деятельности одновременно: чтение, слушание, говорение и письмо.
По доминирующей деятельности проекты могут быть практико-ориентированными, исследовательскими, информационными, творческими, ролевыми, социальными. Тип проекта во многом определяет, каким станет проектный продукт по своему жанру.
Творческие проекты – это проекты, которые, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах, которыми может быть совместная газета, сочинение, видеофильм, спортивная игра, литературный вечер, спектакль и др.
Практико-ориентированные проекты – это проекты, обязательно предполагающие практический выход, реальный результат работы. Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах и 7 ориентированы на социальные интересы самих участников: газета, документ, видеофильм, письменные инструкции, рекомендации и т.п.
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы. Продуктом такого проекта является новое знание, представленное в виде итогового эссе, по структуре совпадающего с научной статьей, брошюры, так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации.
Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Продуктом такого проекта может быть информационный справочник, web-сайт, информационный бюллетень, брошюра, таблицы, схемы, графики, диаграммы.
Вовлечение учащихся в социальное проектирование даёт положительные результаты и расширяет кругозор в социуме, повышает уровень формирования гражданственности, чувство ответственности и сопричастности к общественным делам школы, города, района.
В ролевых (игровых) проектах структура только намечается и остается открытой до конца работы. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач. Это могут быть литературные персонажи или вымышленные герои, в игре могут имитироваться социальные или деловые отношения. Степень творчества здесь очень высока, что потребует тщательной организационной подготовки.
В реальной практике мы с учащимися работаем над информационными проектами, в которых они собирают информацию по данной проблеме, теме и с помощью различных презентаций защищают свой проект.
Работ над любым проектом, в частности над информационным делится на несколько этапов.
Подготовка к проекту.
Сначала я продумываю систему коммуникативных упражнений, которые помогут обеспечить развитие речевого уровня учащихся. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов и защищать свой проект.
Организация участников проекта.
Затем формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.
Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
Корректировка проекта.
Учитель и учащиеся просматривают выбранные материал, перестраивают его, делают акценты на наиболее интересной и необходимой информации. Также учитель помогает правильно организовать мысли учащихся.
Презентация проекта.
Затем происходит защита проектной работы. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. У нас учащийся, как правило, демонстрирует свою презентацию, при этом высказывает свою точку зрения по определенной проблеме, аргументирует ее, отвечает на вопросы.
Подведение итогов проектной работы.
Необходимо объективно оценивать работы учащихся согласно заранее подготовленным критериям. Контроль использование английской речи — основной критерий в проектной работе.
Можно с уверенностью сказать, что проектно-исследовательская деятельность на самом деле является средством развития функциональной грамотности, эффективность ее применения можно увидеть в повышении качества успеваемости у школьников, совершенствовании метапредметных навыков, повышении уровня компетенций, приспособленности к разным жизненным ситуациям.
Использование проектной технологии может помочь обучающимся «научиться учиться» не только в школе, но и в течение всей жизни, инициировать, планировать, грамотно реализовывать и оценивать результаты любой деятельности, что соответствует современным требованиям общества к выпускникам школ. Таким образом, полученные знания, умения и навыки (которые традиционно считались целью обучения) становятся средством формирования функциональной грамотности обучающихся, развивая необходимые в реальной жизни навыки и умения: быть активной и творческой личностью с собственными убеждениями мировоззрением, быть способным развивать свой потенциал в течение всей жизни, уметь принимать важные и взвешенные (аргументированные) решения, улучшать качество своей жизни.
Спасибо за предоставленный материал! Считаю, что проектная деятельность создает все условия для развития творческих способностей. А также является незаменимым методом для развития самостаятельной работы у учащихся, учит детей находить решения без вмешательства взрослого.
ReplyDeleteЛобан Т.А.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках иностранного языка не только способствует овладению языковыми компетенциями, но и формирует у учащихся функциональную грамотность, позволяя им уверенно адаптироваться в меняющимся мире. Такой подход к обучению помогает развить у них умение работать в команде, решать проблемы, быть активными участниками образовательного процесса, применять знания и навыки в различных жизненных ситуациях, что особенно важно в условиях современного быстро меняющегося мира.
ReplyDeleteСержпутовская Людмила Сергеевна
Проектно-исследовательская деятельность на уроках иностранного языка не только способствует овладению языковыми компетенциями, но и формирует у учащихся функциональную грамотность, позволяя им уверенно адаптироваться в меняющимся мире. Такой подход к обучению помогает развить у них умение работать в команде, решать проблемы, быть активными участниками образовательного процесса, применять знания и навыки в различных жизненных ситуациях, что особенно важно в условиях современного быстро меняющегося мира.
ReplyDeleteСержпутовская Людмила Сергеевна
Спасибо за материал. Всё актуально и современно. Абсолютно точно изложена суть понятия функциональной грамотности в рамках предмета. Сделан акцент на практической направленности обучения английскому языку, что я лично всегда поддерживаю и развиваю. И, как верно, сказано: английский язык является не только языком общения в глобальном и международном плане, но и необходимым инструментом для учёбы, самообразования и работы. Именно поэтому возможность применения английского языка в жизни определяет функционально грамотного человека.
ReplyDelete