Monday, August 19, 2024

SMA. Session 5 - Analysis of the work of SMA in the 2023/2024 academic year

Тема заседания: анализ работы ШУМО в 2023/2024 учебном году
Цель работы: анализирование педагогами результатов собственной педагогической деятельности

Содержание:

2. Создание ситуации успеха на уроке как один из способов повышения мотивации учения. 3. Анализ 2 этапа республиканской олимпиады 6-9 классы. 4. Анализ результативности и методической активности педагогов в 2023/2024 учебном году.

Создание ситуации успеха на учебных и факультативных занятиях английского языка


Создание ситуации успеха на уроке как один из способов повышения мотивации учения

Психолого-педагогический аспект успеха

С психологической точки зрения успех –  это переживание состояния  радости, удовлетворение  оттого,  что  результат,  к которому  стремилась  личность  в  своей деятельности,  либо  совпал  с  ее ожиданиями,  надеждами,  либо  превзошел  их. На   базе   этого   состояния формируются  новые,  более  сильные  мотивы деятельности,  меняются  уровни самооценки, самоуважения. В том случае,  когда успех  делается  устойчивым, постоянным, может начаться своего  рода  реакция, высвобождающая  огромные, скрытые до поры возможности личности.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.    С педагогической точки  зрения  успех  –  это  достижение значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так  и коллектива в целом.

Реальное общение в классе необходимо постоянно стимулировать

Необходимо:

        языковое окружение,

        постоянный мониторинг,

        ситуация успеха

Потенциал реального общения огромен и не ограничивается изучением единиц классного обихода.

Учащиеся должны уметь решать реальные коммуникативные задачи.

Ситуация успеха

Ситуация успеха- очень важный фактор стимуляции общения на уроке. Учитель,  в принципе,  не имеет права на плохое настроение, головную боль и повышенное давление.

Урок – время мобилизации всех жизненных сил.

 Какие формы стимулирования применять в учебной работе?

1. Стимулы первого порядка «Как поощрение деятельности учащихся»

        Оценка

        Яркая образная, эмоциональная  речь учителя

        Словесная похвала (Молодец! Умница!)

        Перспективы

        Организация коллективной деятельности

        Разноуровневые задания

        Усложнение заданий (креативный уровень)

        Сравнение успехов ученика с его прежними

        Анализ учебных результатов учителем

        Положительный пример

Например, для создания благоприятной атмосферы в начале урока Слагода Т, П. использует интерактивный метод “Пожелания”.

Хромова Е. А. делится опытом, как научиться понимать эмоциональное состояние других людей и правильно реагировать.На карточках обозначены различные эмоциональные состояния, затем даётся фраза, которую нужно произнести с учётом указанного настроения.

 2. Стимулы второго порядка «Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами»

        Занимательная ситуация

        Дозированное домашнее задание

        Познавательная игра

        Использование элементов соревнования

        Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося

        Креативная минутка

        Оценка достижения учащегося на родительском собрании

        Громкая демонстрация итогов деятельности ученика

        Проблемно-поисковая ситуация

        Опора на анализ жизненных ситуаций

Например, Толпеко Т. А. проводит тренинг “Эмоциональный интеллект” для моделирования проблемно-поисковой ситуации и поиску оптимальных решений для ее разрешения. Познавательную игру-викторину “Travelling around Magic Box” для создания ситуации успеха провели в 3-х классах  Атэш В.В. и Щербач Н. Б.

 3. Стимулы третьего порядка «Своевременная оценка деятельности учащихся»

        Контролируемое доверие

        Задание практического характера

        Юмористическая минутка

        Запись благодарности в дневник

        Взаимоконтроль

        Учебная дискуссия

        Выставка лучших работ учащегося по итогам урока

        Рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и на параллели

        Решение задач и проблем профессиональной направленности

        Рецензия товарища на результат учащегося

Например, для обыгрывания коммуникативных ситуаций Щербач Н. Б. старается использовать разнообразные средства, которые раскрывают потенциальные возможности учащихся в использовании английского языка, а также другие их таланты. Одно из таких средств-музыка. Второе- новизна в форме работы. Из последнего : тема "Clothes", 3 кл. Задание - представить  одежду, в которую ты одет. Учащимся разрешается одеться в любую одежду. Под модную современную музыку ребёнок дефилирует по "подиуму", демонстрирует свою одежду, а потом рассказывает о ней, используя изученные лексико-грамматические структуры . Представляя себя fashion-моделью, ребёнок раскрепощается,  увлекается. Новизна захватывает своей необычностью и отвлекает от трудностей, способствует хорошему настроению и создаёт благоприятный психологический климат. Со стороны учителя, Fashion - модель получает знаки внимания во время дефиле и похвалу после высказывания.

Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке.

Принцип «ты можешь выразить это по-английски ( даже если не помнишь грамматику и лексику)»- один из основополагающих принципов ситуации успеха.

В  переживании   ситуации   успеха   особенно   нуждаются   учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи  с  этим  необходимо подбирать такие задания,   с  которыми  учащиеся  этой  категории  могли  бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить  к  более  сложным упражнениям.

С чего начинается успех?

        Успех начинается с признания детьми права учителя учить.

Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – важные компоненты залога успеха на уроке.

 Предвкушение необычности, способности учителя удивлять, приносить элемент романтичности играют важную роль.

        Необычное начало урока.

Что ведёт к успеху?
1. Нетрадиционные формы урока:

        Урок – диалог, урок – соревнование

        Уроки – консультации

        Уроки с групповыми формами работы

        Уроки – творчества

        Уроки – аукционы

        Уроки – конкурсы

        Уроки - игры

Во время недели английского языка для создания благоприятного психологического климата на уроках английского языка было проведено много интеллектуальных игр-викторин на платформах Bamboozle, Kahoot, Quizziz и т.д. всеми учителями английского языка.

 2. Нетрадиционные формы обучения

      Интегрированные занятия, объединённые единой темой или проблемой.

Комбинированные (лекционно–семинарские и лекционно–практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала

      Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда.

 Главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетаний условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Ситуация успеха и ее типы:

        Неожиданная радость

        Общая радость

1. Неожиданная радость.     

    Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что-то общее все-таки существует. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий.

2.   Общая радость

  Общая радость состоит в том, чтобы  ученик  достиг  нужной  для  себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем  или  спонтанной, заметной или незаметной.    Общей радостью считают  только те  реакции  коллектива,  которые  дают возможность ребенку  почувствовать себя  удовлетворенным,  стимулируют  его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих  на успех члена своего коллектива.    Радость тогда в радость, когда она воспринимается с  остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв  к лучшему.

Некоторые приемы “неожиданной” радости:

        Прием “Лестница” или “Встань в строй”.              

        Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет  воспитанника  поступательно вверх,   поднимаясь   с   ним   по   ступеням    знаний,    психологического самоопределения,      обретения веры в себя и окружающих.                                   

        Прием “Даю шанс”.          

     Подготовленные педагогические ситуации, при  которых  ребенок  получает возможность неожиданно раскрыть для  самого  себя  собственные  возможности. Подобные  ситуации  учитель  может  и  не  готовить   специально,   но   его воспитательный  дар  проявится  в  том,  что  он  этот  момент  не  упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Алгоритм:

        1 шаг: Психологическая атака. Суть  состоит  в  том,  чтобы  переломить состояние психологического напряжения.  Создание  условий  для вхождения в эмоциональный контакт.  

   2  шаг:  Эмоциональная  блокировка.   Суть   состоит   в   том,   чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования,  потери  веры в свои силы.    Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех,  найти  его причину  с  позиции:  “неуспех  –  случаен,  успех  – закономерен.”   Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.    

       3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического   напряжения   личности,   но   и   определить   пути   его нейтрализации.    

     4 шаг: Выбор  разных  возможностей.  Необходимо  создать  условия,  при которых ученик,  для  которого  создается  ситуация  успеха,  имел  примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.    

        5 шаг: Неожиданное сравнение.

    6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для  отдельного учащегося общая реакция удивления не   оказалась   единственной,   чтобы  неожиданная    радость трансформировалась в сбывшуюся. 

Некоторые приемы “общей” радости:

        Прием “Следуй за нами”.    

            Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать  ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных  сил.  Реакция окружающих будет служить для него одновременно  и  сигналом  пробуждения,  и стимулом познания, и результатом усилий. 

Алгоритм:

        1 шаг:  диагностика  интеллектуального  фона.  Пробуждение  ума,  когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.    

        2 шаг: выбор интеллектуального  спонсора.  Проще,  прикрепить  сильного ученика. Для этого  нужны  побудительные  мотивы,  нужен  взаимный интерес.

        3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе  дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы  его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его. 


Подготовила: руководитель ШУМО английского языка  Бебех В. А.



No comments:

Post a Comment