Pages

Friday, November 1, 2024

SMA. Session 2

Проектирование учебного занятия по иностранному языку

Тема заседания: Проектирование учебного занятия по иностранному языку

Цель работы: Готовность учителя проектировать учебное занятие с использованием современных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся

Содержание:

1. Итоги учебной деятельности в 1 четверти 2024/2025 учебного года.
2.  Подготовка  учащихся 10-11 классов к участию во 2 этапе республиканской олимпиады.
3. Проектирование учебного занятия по иностранному языку с использованием современных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся.

«Проектирование учебного занятия по иностранному языку с использованием современных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся»

 

Лобан Т.А., учитель английского языка

 

В современном мире от человека требуется широкий спектр компетенций: умение читать и писать, математические знания, понимание естественных наук, владение информационными технологиями, финансовая грамотность, а также культурный и гражданский кругозор. Необходимо владеть умениями критически мыслить, работать в команде, общаться, быть креативным. Приобрести все эти навыки может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества и правильно спланированные уроки.

Основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках иностранного языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание, и понимать какие приемы и методы помогут достичь конечной цели – научить учащихся говорить на иностранном языке. Для этого учитель использует метод коммуникативно-ориентированного обучения, включающего в себя ситуативность, коллективное взаимодействие, вовлечение в речемыслительную деятельность, личностно-ориентированную самостоятельную работу. Функциональная грамотность – явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления. Важно научить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении этих предметов. Это помогает ученикам сформировать целостную картину мира и выработать собственное отношение ко всему происходящему. Таким образом, мы интегрируем воспитательный компонент в содержание предмета.

Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.

Программа по английскому языку, как первому иностранному, состоит из трех частей:

на первом этапе цель обучения – достижение элементарной грамотности (1-4 кл.);

на втором – функциональная грамотность учащихся (5-9 кл);

на третьем – дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции, развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации (10-11 кл).

Цель формирования функциональной грамотности на уроках английского языка — улучшить навыки общения на иностранном языке и подготовить подростков к использованию языка для решения коммуникативных задач. Основная задача обучения иностранным языкам – развитие у учащихся всех видов речевой деятельности: чтения, письма, диалогической и монологической речи Содержание формирования функциональной грамотности на уроках английского языка:

овладение грамотной устной и письменной речью;

способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;

умение самостоятельно формулировать проблему.

Задача преподавателя — создать на уроке такие условия, которые побудят ученика к спонтанной речи.

Основные составляющие функциональной грамотности в современном образовательном пространстве:

1. математическая грамотность,

2. читательская грамотность,

3. естественнонаучная грамотность,

4. финансовая грамотность,

5. креативное мышление,

6. глобальные компетенции.

Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается c того момента, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12.

Учащиеся учатся производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся. Знание числительных помогает им при описании возраста своих родственников и друзей, а также, рассказывая о себе, они могут назвать свой возраст и класс обучения. Ученики получают навыки сравнения разных вещей, понимают и отвечают на вопрос «Сколько время?» Они решают вопросы того, во сколько нужно выходить из дома, чтобы не опоздать в школу или во сколько необходимо садиться за уроки, чтобы успеть выполнить все задания, и в какое время необходимо ложиться спать.

При формировании математической, и в целом функциональной грамотности, на уроках используются различные педагогические технологии обучения:

Технология критического мышления

Технология проблемного обучения

Проектная технология

Игровая технология

Информационно-коммуникативная технология

Читательская грамотность базовое направление функциональной грамотности.

Выделяют три группы читательских умений.

Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).

Преобразование и интерпретация текста (умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.).

Оценка информации (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.).

Овладение этими умениями и означает овладение смысловым чтением, которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.

Для формирования и развития читательской грамотности учителя используют различные методы и приемы на разных уровнях. Наиболее распространёнными приемами являются «Логический/хронологический порядок», «Ассоциации», «Ключевые слова», «Кластер», «Верно/Неверно/Не указано», «Пазлы», приём восстановления/заполнения пропусков «Close», «Множественный выбор», «Дефиниции» и многие другие.

Естественнонаучная грамотность – способность человека занимать активную позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. При формировании естественнонаучной грамотности рассматривают три уровня ситуации:

- Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями).

- Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны).

- Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).

Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность:

¾ здоровье;

¾ природные ресурсы;

¾ окружающая среда;

¾ опасности и риски;

¾ связь науки и технологий.

Следует отметить, что все указанные темы, учащиеся изучают на уроках английского языка.

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

В программу по английскому языку для 5-11 классов общеобразовательной школы введены элементы финансовой грамотности по следующим темам:

• Зачем быть финансово грамотным.

• Деньги, их история, виды, функции денег.

• Семейный и личный бюджет.

• Экономические отношения семьи и государства.

В ходе прочтения текстов, прослушивания аудиоматериалов и просмотра видеоматериалов, обсуждения, ролевых игр, презентаций, проектной деятельности учащиеся осваивают базовую финансовую терминологию и расширяют свои представления о финансовой стороне жизни (планирование личного бюджета, формирование представления о необходимых тратах, умение откладывать деньги для определенных целей и соизмерять свои сбережения со стоимостью покупок и их необходимостью).

Креативное мышление способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Самыми известными заданиями на развитие креативного мышления являются мозговой штурм, ментальные карты, проектная деятельность, написание сочинения.

Глобальные компетенции в исследовании PISA понимаются как “способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству”. Одну из глобальных проблем – проблему экологии  начинают обсуждать на уроках английского языка в 6-7 классе. В старших классах рассматриваются проблемы здоровья и долголетия, природные ресурсы, опасности и риски; основы безопасности жизнедеятельности. К формированию глобальной грамотности можно смело отнести проектную деятельность, дискуссии и дебаты.

Таким образом, все разделы и задания УМК по английскому языку направлены на формирование и развитие функциональной грамотности у учащихся. Это умение применить полученные знания на практике; умение извлекать информацию из различных источников: СМИ, Интернет, книги, схемы метро, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств; умение анализировать графики, диаграммы и составлять монологические и диалогические высказывания на основе информации.

Английский язык достаточно сложный предмет, требующий внимания, напряжения, хорошей памяти. Если правильно организовать работу на уроке, учитывать индивидуальные особенности учащихся, разнообразить формы работы на уроках, создавать положительную комфортную обстановку, то это и будет основным принципом мотивации учащихся к саморазвитию.

 

2 comments:

  1. Функциональная грамотность – это готовность и способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого спектра проблем и жизненных задач в различных сферах общения, деятельности и социальных взаимоотношений.
    Важно научить детей извлекать информацию из различных источников: СМИ, интернет, книги, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д. Это тот уровень грамотности, который даст человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Я уверена, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому могу смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
    Бебех В. А.

    ReplyDelete
  2. Функциональная грамотность в современном мире и образовании наряду с метапредметными навыками является базой для практико-ориентированного подхода в обучении.
    Я убеждена, что именно связь с реальным практическим применением знаний делает образовательный процесс осмысленным и мотивирующим. Поэтому practice makes perfect.
    Толпеко Татьяна Александровна

    ReplyDelete