Pages

Thursday, April 25, 2024

Презентация опыта: Создание цифрового образовательного пространства как эффективного инструмента языкового образования

 



СОЗДАНИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ЭФФЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ.


Бебех Вероника Александровна,
учитель английского языка
государственного учреждения
образования «Средняя школа №4
г. Солигорска»

Наша жизнь стремительно меняется, меняется и образование, подстраиваясь под запросы информационного общества. Интернет и информационные технологии предоставляют возможности для создания единого цифрового образовательного пространства, которое позволяет и учителям, и учащимся, и родителям объединить свои усилия по развитию творческого потенциала учащихся.

Создание цифрового образовательного пространства включает использование сайтов, блогов, электронных сервисов, различных онлайн программ и приложений. Даже социальные сети и коммуникационные платформы можно использовать для создания и управления цифровым образовательным пространством. Это расширяет возможности учащихся, заставляя их больше интересоваться учебой и расширяя свой кругозор. Инструменты и технологии цифрового обучения заполняют пробелы, в которых отстает традиционное обучение в классе. Цифровое обучение — это шаг вперед по сравнению с традиционными методами обучения.

Что такое цифровое образовательное пространство (DLE - Digital Learning Environment)? Это ориентированная на учащихся цифровая среда, в которой возможности для обучения и доступа к образовательным ресурсам доступны в любое время и в любом месте. Ее компоненты включают:

1)      Навыки 21 века (21st Century Skills) - общение, сотрудничество, творчество и критическое мышление

2)      Цифровая учебная программа (Digital Curriculum) - система управления обучением, электронные ресурсы и др.

3)      Мобильные устройства (Mobile Devices) — ноутбук или планшет с Wi-Fi и временем автономной работы более 6 часов.

4)      Персонализированное обучение (Personalized Learning) — использование множества ресурсов и данных оценки для настройки обучения

Почему это важно? Это создает возможности для:

1)        Сотрудничество - студенты могут общаться и сотрудничать синхронно и асинхронно

2)        Более своевременная обратная связь - цифровые оценки могут обеспечить немедленную обратную связь для улучшения обучения.

3)        Дифференциация - различные стили обучения и преподавания для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся.

4)        Сокращение цифрового разрыва — предоставление равных технологических возможностей всем учащимся

5)        Вовлечение всех учащихся в процесс обучения на высоком уровне — учащиеся могут работать в своем темпе и в своем собственном темпе.

Как это реализовать?

Важно понимать, что успешная цифровая среда обучения фокусируется на преподавании и обучении, а не на технологиях. Устройство или программа является инструментом для обучения, а учитель облегчает процесс и направляет каждого учащегося по пути индивидуального обучения.

Опираясь на свой собственный опыт создания и функционирования образовательного блога, могу с уверенностью сказать, что ведение педагогического сайта или блога позволяет создать внутри всех участников образовательного процесса единое информационно-образовательное пространство, доступное в любой точке земного шара при условии доступа к сети.

Проанализировав различные платформы для блоггинга, я выбрала сервис Blogger на платформе Google.

Цели и задачи создания блога – создание единой школьной и межшкольной информационно-коммуникативной среды в рамках смешанного и дистанционного обучения, презентация современных информационных технологий и образовательных платформ для повышения эффективности образовательного процесса, создание инструмента публичного интерактивного обсуждения школьных вопросов и проблем на английском языке для вовлечения учащихся в процесс иноязычной коммуникации.

Образовательный блог ( https://superenglishwithveronika.blogspot.com/ ) , созданный с помощью сервиса Blogger на платформе Google,  за 4 года активного функционирования приобрел постоянных читателей, имеет обратную связь и уже насчитывает более 900 публикаций авторских материалов: авторские тесты, мультимедийные задания,  аудио и видео материалы, планы уроков, анонсы международных конференций, комментарии, методические рекомендации по преподаванию английского языка.

Структурно блог состоит из страниц (Home, CPD, EL Resource Centre, SMA, The English Language Olympiad, 10th grade, 11th grade, 4th grade, 5th grade, 6th grade, 7th grade, 8th grade English Traditions&Amazing Facts, ExamTopics, Exam Cards, StudentsProjects, Functional English, Grammar, Listening, Speaking и т.д.), которые постоянно обновляются и  используются и на учебных занятиях в формате смешанного обучения, и для повторения дома в рамках дистанционного обучения.

Для изучения новой лексики и языковых единиц используются карточки, созданные на образовательной платформе Quizlet и встроенные в блог, поэтому учащимся нет необходимости регистрироваться на другой платформе. В данном случае применяется подход «flipped classroom» (перевернутый класс), когда учащиеся изучают новый грамматический или языковой материал дома с помощью файлов мультимедиа, встроенных в блог, и на учебном занятии уже готовы использовать и закреплять изученный материал.

Возможность встраивать тесты (Microsoft Forms, Quizlet, GoConqr, Google Forms, Learning apps, Wordwall, H5P, Udoba, Opinion Stage и т.д.) позволяет закреплять материал и проверить его дистанционно в увлекательном виде.

Функция комментариев, встроенная в блог, используется учащимися для развития навыков письменной речи,  дает учащимся реальную аудиторию, которой они могут писать, и, при оптимизации, среду для совместной работы (встроенная доска Padlet и Jamboard для обмена текстовыми сообщениями, фотографиями, ссылками, приложение по созданию презентаций онлайн Google Slides ), где они могут давать и получать обратную связь. На основе собственного опыта использования образовательного блога, могу с уверенностью сказать, что английский язык учащихся улучшается, они становятся более внимательными в веб-публикациях, поскольку более широкая аудитория (включая сверстников) может просматривать и читать их работы.

Блог обладает огромным потенциалом по приобретению рефлексивных навыков. Учащиеся записывают, перечитывают, переписывают и переосмысливают прошлый опыт и ожидания, используя архив блога. Кроме того, такой подход дает и учителю понимание, какие методы выбрать для более эффективного обучения.

За 4 года блог был просмотрен более 440 000 раз, что показывает заинтересованность учащихся в контенте блога и подтверждает правильность выбранного подхода для создания цифрового образовательного пространства и, как следствие, для роста мотивации учащихся к изучению английского языка и повышения качества обучения.

Основываясь на собственном опыте, особо хочется отметить преимущества цифрового образовательного пространства для пользователей (учащихся, родителей, учителей, коллег):

• первое и самое главное преимущество образовательного пространства - его использование в качестве инструмента электронного обучения. Таким образом, процесс преподавания-обучения может продолжаться вне класса;

• простота в настройке и администрировании в отличие от других технологий;

• упрощенная публикация всех типов ресурсов (текст, изображения, видео, гиперссылки  и т. д.) в интернете по сравнению с традиционными сайтами;

• мгновенная публикация одним щелчком мыши: блоги легко создавать и поддерживать, в отличие от традиционных веб-страниц, которые являются трудоемкими и требуют по крайней мере некоторых знаний веб-дизайна (HTML, CSS, JavaScript);

• обновление из любого места, не беспокоясь о программном обеспечении для веб-разработки и т. д.;

• охват большой аудитории без потери качества информации;

• круглосуточный (в любое время и в любом месте) доступ к информации, размещенной в блоге;

• для создания цифрового образовательного пространства не требуется специального программного обеспечения, что позволяет учителю создавать и вести блог, не зная HTML. Более того, учитель может сосредоточиться на содержании, не беспокоясь ни о периодическом архивировании, ни о точном времени записи;

• применение других платформ совместно. Например, использование Википедии, как инструмента для группового письма и обмена знаниями и т. д.

Что дает цифровое образовательное пространство ученику? Во-первых, такая система помогает устанавливать связи между учащимися с разными мнениями и интересами. Это поощряет критическое мышление и учит уважать точки зрения других учеников. Цифровое образовательное пространство упрощает обмен знаниями и информацией, а обсуждения в комментариях способствуют более высокому уровню мышления, потому что учащиеся могут подумать, прежде чем отвечать или написать, поддерживают командную работу и групповое обучение, поощряют неформальное общение, творчество и самовыражение. Окончательная оценка проходит быстрее и проще: преподаватель может оценить, как учащиеся участвовали и развивались в ходе курса. Созданное цифровое образовательное пространство привлекательно и в том смысле, что подростки в целом хотят иметь возможность поделиться своим опытом и чувствами, и данная цифровая среда обучения дает им возможность делать это простым интерактивным способом. Использование цифрового образовательного пространства благодаря новым технологиям лучше готовит учащихся к текущему рынку труда. Учитель и учащиеся учат и учатся вместе.

В заключении хочется отметить, что создание цифрового образовательного пространства стало способом самовыражения и одним из приемов осознания собственной профессиональной компетентности, так как открывает перед участниками образовательного процесса невероятные возможности для самообразования и развития.

 

Список использованных источников

 1. Национальный образовательный портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Управление информационных образовательных технологий Образовательного центра Национального института образования. - Минск, 2018. - Режим доступа: http://e-asveta.adu.by/index.php/ya-vedy-obrazovat-blog/. - Дата доступа: 03.02.2018.

2. Официальный ресурс Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]/ Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года. – Минск, 2011-2018. Режим доступа: http://edu.gov.by/statistics/informatizatsiya-obrazovaniya/. – Дата доступа: 02.02.2018.

3. Digital Learning Environment [Electronic resource] /New Prague Area Schools. – School Improvement, 10 May 2022. – Mode of access: https://www.npaschools.org/digital-learning-environment#:~:text=What%20is%20a%20Digital%20Learning,collaboration%2C%20creativity%2C%20and%20critical%20thinking – Date of access: 10.05.2022.

 

No comments:

Post a Comment